Реклама FreeAvalanche

19 октября, 2012

«Удивительно разумная» слизистая плесень.

Слизистая плесень (слизевик, миксомицет) использует форму пространственной «памяти» для навигации, хотя, очевидно, мозга у нее нет.
Это обнаружение было сделано в ходе недавнего исследования, которое проводилось австрийскими учеными. Исследователи изучали плесень в ходе эксперимента, который раньше использовался для тестирования роботов. Результаты исследования команды были опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Ученые обнаружили, что слизистая плесень способна проделать путь вокруг U-образного лабиринта к источнику пищи, используя собственную форму памяти. Исследователи сравнивают такой способ прокладывания пути у организма с тем, как Гензель и Гретель в сказке братьев Гримм прокладывали путь из хлебных крошек.

«Слизистая плесень – это не гриб и не привычная форма плесени, а одноклеточный организм. Фактически его можно причислить к бесполезным живым организмам мира природы, которые не согласуются с остальной частью принятой таксономической системы классификации, – говорит возглавивший исследование докторант философии Кристофер Рид. – Это – действительно чужеродные организмы, и все же они встречаются во всем мире. Рацион питания слизистой плесени составляют вещества из неживых объектов».

Следуя за более ранним исследованием поведения ярко-желтой формы слизевика, Physarum polycephalum, Рид и его коллеги из Университета Сиднея (Австралия) организовали эксперимент, чтобы проверить навигационные способности слизистой плесени.

Ученые поместили организм, который Рид описал как «большую каплеподобную клетку», на одной стороне чашки Петри с агаровым гелем. С другой стороны исследователи поместили глюкозосодержащий источник пищи, который, как было известно, является источником пищи слизевика.

Тестирование, обычно используемое для анализа искусственного интеллекта роботов, ученые применили к слизевику: они поместили U-образную ловушку между слизистой плесенью и источником ее пищи, чтобы проследить движение организма в процессе добычи пищи.

«Весь организм состоит из частей пульсирующей ткани, которая постоянно расширяется и сокращается, используя механизм, подобный тому, который используют наши мышечные клетки, – объясняет Рид. – Каждая часть изменяет скорость своей пульсации в зависимости от того, что она ощущает в окружающей среде – например, еду, свет или высокую температуру, которые обнаруживаются химическими рецепторами на поверхности клетки. Пульсирующие части также подвергаются воздействию пульсаций своих соседей внутри клетки, что означает, что они могут общаться друг с другом, чтобы передавать информацию о том, что происходит в окружающей среде снаружи, по всему организму. Разная скорость сокращения непосредственно влияет на то, в каком направлении будет двигаться клетка».


В ходе эксперимента Рид и его коллеги наблюдали, как слизистая плесень исследует чашку Петри, оставляя за собой след. Ученые считают, что данный слизистый след является ключевым в навигационной способности этого неразумного организма, потому что работает по такому же принципу, как след из хлебных крошек, который оставляли за собой Гензель и Гретель. Они обнаружили, что слизистая плесень не перемещалась дважды по областям чаши, которые она уже исследовала.

«Слизевик запоминает, где он был, сохраняя это воспоминание во внешней среде и вспоминая эту информацию при соприкосновении с собственным следом», – говорит Рид.

По результатам нескольких экспериментов слизистая плесень в 96% случаев успешно находила путь к источнику питания, что занимало в среднем 57 часов. Но когда исследователи покрыли слизевиком всю поверхность чаши, только 33% ткани достигли своей цели, что заняло 120 часов.

«Без возможности использования внешней памяти слизистая плесень потратила почти в 10 раз больше времени в бессмысленных попытках повторно исследовать области, которые уже были ранее пройдены», – говорит Рид.

Результаты этого исследования впервые идентифицируют «память» в организме без мозга или центральной нервной системы. Согласно ученым, внутренняя память, такая, как у более развитых многоклеточных организмов, вероятно, непосредственно не развита в слизевиках. Но, тем не менее, результаты исследования предлагают понимание того, как вели себя древние организмы.

Рид говорит, что дальнейшее исследование сосредоточится на том, какого рода иную информацию может содержать след слизевика. «Этот одноклеточный организм все время удивлял исследователей своими способностями – прохождением лабиринтов, «предсказанием» периодических событий и даже принятием иррациональных решений, как мы, – сказал он в интервью для BBC Nature. – Это – действительно замечательное существо, которое заставляет нас пересмотреть наше понимание о «разумности».

По материалам:
km.ru